Николай ФЕДОРЕЦ,
Ph.D в
обл. образования (doctor
în pedagogie), международный эксперт
Лариса ГЛЕБОВА,
заместитель директора гимназии №7 г.Одессы
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, АНАЛИЗ
(Журнал «Управління школою» № 16, 2010)
Памятка для учителей и руководителей
образовательных учреждений
1.
Общедидактические положения
1.1.
Осознайте
свою миссию в процессе воспитания, обучения, развития и социализации каждого
ребёнка в отдельности и класса в целом. На каждом уроке создавайте
условия для адекватного разностороннего развития детей.
1.2.
Постоянно
имейте в виду принцип природосообразности, согласно которому для
развития любых способностей, равно как и для формирования любого умения,
качества и т.д., природой отведены определённые возрастные периоды. В
случае если природные возможности не были своевременно реализованы, то
упущенные способности и качества у подавляющего большинства людей уже не могут
быть достигнуты в полном объёме. Сверхзадача семьи, школы и каждого
учителя заключается в своевременной и последовательной реализации этих
возможностей.
1.3.
Чаще
вспоминайте дидактические принципы в современной интерпретации. Сверяйте
с ними основные положения проекта урока и процесса его реализации.
1.4.
Старайтесь
быть больше тренером,
чем учителем. Не «солируйте» на уроке. Продуктивный урок предполагает высокую
активность учащихся, притом, что педагог остаётся как бы в тени.
1.5.
Уделяйте
внимание одарённым детям. Формируйте для них индивидуальные траектории
обучения и развития. Ведите этих детей на высоком уровне их возможностей. На
каждом уроке старайтесь создавать для них зоны ближайшего развития. Не
бойтесь дистанции между уровнями развития слабых и сильнейших учащихся.
1.6.
Чаще
практикуйте интегрированные уроки. При грамотном подходе они гораздо
эффективнее монопредметных. Не забывайте, что на таком уроке все предметы-компоненты
должны быть представлены на профессиональном уровне. Особенно это касается
использования музыки[2],
изобразительного искусства, театра и пр.
1.7.
Помните,
что на уроке используется, как правило, три категории учебной информации.
Это: опорные понятия, подлежащие обязательному усвоению каждым
учеником; более обширные знания по теме/предмету, запоминание которых
желательно, но не обязательно (!), а также информация культурологического
характера, составляющая интеллектуальный фон урока. Ясно определяйте для себя,
какие именно опорные понятия учащиеся должны усвоить (и запомнить) на
данном уроке и добивайтесь этого.
1.8.
Необходимо
также чётко представлять не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке:
a)
на уровне
восприятия, осмысления и запоминания;
b)
на уровне
применения знания по образцу;
c)
на уровне
применения знаний в новой ситуации.
1.9.
Сохраняйте
и систематизируйте проекты/планы проведённых уроков со всеми дидактическими
приложениями. При подготовке аналогичных уроков в будущем, эти материалы
помогут воссоздать сильные и слабые их стороны, сэкономив время при
значительном повышении качества.
1.10.
Стремитесь
сделать урок динамичным и разнообразным в дидактическом смысле. Речь
идёт о рациональной последовательности и целесообразной смене видов и
форм учебной работы в ходе урока, обусловленной учётом возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся класса.
1.11.
Перед
каждым заданием на уроке делайте краткий и чёткий инструктаж. Добейтесь,
чтобы все учащиеся хорошо поняли, как нужно выполнять задание.
1.12.
Во
время индивидуальной работы с отдельными учащимися и/или группами, всегда
давайте задание классу и контролируйте его выполнение. Не надейтесь на то, что
учащиеся сами догадаются, что необходимо делать.
1.13.
Создавайте
для себя в течение урока несколько пауз - возможностей для «отстранения» от его
непосредственного ведения, и поручайте это сильным учащимся. Рефлексируйте свою работу на уроке. Наблюдайте, оценивайте и корректируйте её как бы «со стороны».
1.14.
Используйте
на уроках тренеров из числа учащихся. Давайте им с этой целью
специальные домашние задания и учите их работать с одноклассниками в этом
качестве.
1.15.
Не
стойте весь урок над детьми и не ходите без надобности по классу. Они устают от
непрерывного надзора и контроля. Сделайте центральным субъектом урока самих
учащихся. Больше доверяйте им. Контроль частично передайте детям. Их много,
они ничего не упустят.
1.16.
Festina Lente! Не спешите на уроке и не
торопите детей. Урок должен протекать в оптимальном темпе, размеренно
и основательно. Не говорите торопливо. Полностью откажитесь от бесполезных, стрессогенных
призывов и замечаний типа: «быстрее», «швиденько», «будь внимательным» etc.
2.
Коммуникация учителя с учащимися и
учащихся между собой во время урока
2.1. Следите за динамикой и выразительностью
своего голоса при коммуникации с учащимися. При фронтальном обращении
говорите умеренно громко, при общении с малой группой – вполголоса,
а при индивидуальном – переходите на шёпот. Никогда не кричите и не
позволяйте это учащимся.
2.2. Любой текст читайте артистично,
выразительно, с выделением ключевых слов, фраз и предложений. Добивайтесь
того же от учащихся.
2.3. Не бойтесь коллективных
бесед, ответов и обсуждений. Сократите до разумного минимума индивидуальный
опрос и общение в режиме «один на один», если остальные ученики на заняты в это
время выполнением самостоятельной работы.
2.4. Наиболее распространенный метод
ведения урока - эвристическая беседа (проблемные вопросы, коллективное
обсуждение и закрепление учебного материала). Следует помнить, что наибольшую
эффективность при этом можно достигнуть, лишь вовлекая всех учащихся в
работу. Поэтому обращения типа: «Миша, как ты думаешь …?», в данной ситуации
неудачно. Лучше: «Ребята, как вы думаете …?», а затем, после 3-5 секундной
паузы обратиться к одному из учащихся или к классу. Полученный ответ необходимо
уточнить/обобщить и закрепить. Распространённой ошибкой многих учителей
является то, что получив ответ от одного из учеников, они сразу переходят к
следующему вопросу.
2.5. Ясно, точно и остроумно
формулируйте вопросы. Умение профессионально ставить вопросы в соответствии с
задачами урока, темы, предмета в целом и всего курса школьного обучения – одна
их важнейших компетенции учителя.
2.6. Чётко различайте и
классифицируйте четыре уровня динамики/громкости голоса учащихся
во время чтения, при ответах и другой коммуникации. Пользуйтесь при этом
единой терминологией:
a)
чтение
«внутренним голосом», «про себя» - беззвучно, но выразительно,
«слыша» звучащий текст внутри, работая губами и выделяя ключевые слова, фразы etc.;
b)
чтение
шёпотом – также
выразительно, прислушиваясь к себе и несколько утрируя дикцию;
c)
«жужжащее»
чтение – также
как и шёпотом, но вполголоса;
d)
обычное
чтение «в голос».
2.7. Учите детей громко, выразительно,
с хорошей дикцией читать/говорить перед аудиторией.
2.8. Помните, что работу современного
учителя отличают лёгкость, естественность и простота в работе с
детьми, их родителями и коллегами. Такому учителю присущи: уверенность в себе
(Вы - автор данного урока!), юмор, выразительность на вербальном и
невербальном уровнях, гибкость, контрастность в темпе работы и голосе, умение
быстро переключаться, импровизировать и т.п.
3.
Организация интеллектуального/учебного
труда учащихся
3.1. Постоянно работайте над
формированием и развитием у учащихся общеучебных умений, навыков и способов
деятельности. Согласно распространенной классификации, все общие учебные
умения, которыми необходимо овладеть школьнику, делятся на четыре вида:
a.
Учебно-организационные умения: умение
понимать и достигать учебных целей, выполнять задания по образцу, по
алгоритму; умение составлять план и работать по плану; умение определять и
формулировать цели, самостоятельно выполнять учебные задания; умение осуществлять
контроль и самоконтроль; умение рационально организовывать свой учебный труд.
b.
Учебно-информационные умения, необходимые
для получения и первичной обработки учебной информации: умение хорошо читать
и работать с текстами из учебников и дополнительной литературы; умение
работать с графиками, схемами, таблицами (составлять, чертить, изменять форму
и содержание, читать их и т.д.); умение пользоваться картами,
библиографическими списками и каталогами, справочной литературой и т.д.
c.
Учебно-коммуникативные умения, обеспечивающие
общение между людьми: умение последовательно, логично и кратко излагать своё
мнение (монолог, небольшое публичное выступление, резюме и т.п.); умение
отвечать на вопросы и формулировать их; умение вести учебный диалог, дискуссию;
умение слушать собеседника, управлять своим вниманием; а также умения,
относящиеся к письменной монологической речи: умение писать диктант,
изложение, эссе, сочинение, конспект, тезисы, реферат, статью, деловые бумаги
(заявление, автобиографию и пр.).
d.
Учебно-интеллектуальные умения, которые подразумевают осуществление различных мыслительных операций:
анализ, сравнение, выделение основной идеи, главной мысли; умение классифицировать,
обобщать и делать выводы, абстрагироваться, синтезировать; умение применять
знания в новой, нестандартной ситуации; умение выполнять творческие задания и
пр.
3.2. Особое внимание следует уделить
умению учащихся свободно читать и работать с текстами. Не менее важно
научить школьников грамотно излагать
свои суждения, критически мыслить и свободно применять полученные
знания в реальных ситуациях.
Так, согласно результатам международных исследований PISA,
лишь 3% учащихся из России на высоком
уровне овладевают знаниями, умеют объяснить, оценить информацию, а также
сформулировать свою гипотезу и сделать вывод.
3.3. Помните, что в условиях
информационного общества большую актуальность приобретает функциональная
грамотность – умению свободно пользоваться справочниками и электронными
ресурсами.
3.4. Формируйте у учащихся навык
продуктивно работать в парах и командах. Воспитывайте у них лидерские
качества, волю, настойчивость, ответственность, толерантность, а также умение
подчиняться и считаться с мнением других.
3.5. Обучите детей правилам работы в
условиях читального зала со свободным (деловым) перемещением
по классу. Неукоснительно выполняйте эти правила сами.
3.6. Научите школьников любой текст
читать с карандашом в руке и делать по ходу лёгкие пометки. Выучите с
учащимися общепринятые знаки, выставляемые на полях (N.B., !!,?, !? и пр.).
3.7. Прививайте детям хороший вкус
ко всему, что их окружает, и что они делают. Обращайте внимание учащихся на
красоту математического решения, художественного текста, изящество выполненных
заданий и т.п.
3.8. Не упускайте возможности
использовать на уроке занимательные задания и деловые/ролевые игры,
особенно в процессе закрепления и практического применения знаний и
умений.
3.9. В учебном кабинете/классе
необходимо иметь и постоянно использовать библиотечку из необходимой для
данного предмета литературы: справочников, словарей, сборников дидактических
материалов, занимательных заданий, хрестоматийной литературы[10]
на 2-3 языках, употребляемых в данной школе (к примеру, на украинском,
русском, английском).
4.
Плотность урока
4.1.
Плотность/насыщенность - это один из
важнейших показателей современного урока. Критерием плотности
урока является рациональное, использование учебного времени как группой
(классом) в целом, так и каждым ребёнком в отдельности. «Сверхзадача»
учителя – добиться высокой плотности урока, т.е. ситуации,
когда каждый из учащихся продуктивно работает/учитСЯ в зоне своего
ближайшего развития, оптимально используя каждую минуту.
4.2.
Напомним,
что традиционные пассивные формы: лекция, рассказ учителя,
индивидуальный опрос, проверка домашнего задания в ходе урока и т.п. дают
низкую плотность учебного занятия. Высокую плотность обеспечивают активные/партисипативние
(интерактивные) формы работы на уроке. К примеру:
a)
самостоятельная дифференцированная работа над разным по
трудности, объёму и характеру учебным материалом в обстановке читального
зала, с возможностью получения консультации учителя или «сильного» ученика;
b)
дифференцированная коллективная работа учащихся в парах или в
составе малых разноуровневых групп над материалом, адекватным по
трудности, объёму и характеру, под руководством лидера группы и наблюдением
педагога;
c)
совместная работа
всех учащихся под руководством педагога в составе подгруппы или группы (класса),
при условии её педагогической целесообразности и т.д.
4.3.
Не
забывайте о важности включения в процессе чтения (и другого интеллектуального
труда) всех трёх анализаторов (зрительного, слухового и моторного). Это
существенно повышает качество усвоения информации.
К примеру, в то время, когда текст озвучивает учитель или кто-либо из детей,
остальные учащиеся выполняют одновременно несколько заданий: следят за
звучащим текстом карандашом (зрительный и слуховой анализаторы), отмечают
ключевые слова, предложения, смысловые части и пр. (моторный анализатор); прислушиваются и оценивают правильность и
выразительность воспроизведение текста (слуховой анализатор); а также читают внутренним
голосом вместе с читающим вслух и контролируют собственное чтение (зрительный
и слуховой анализаторы).
4.4.
Воспитывайте
у учащихся вкус к умственному труду, развивайте у них воображение и различные
виды памяти. Научите детей методам и приёмам эйдотехники и постоянно
пользуйтесь ими.
4.5. При проектировании и проведении
уроков старайтесь максимально обеспечить индивидуализацию/персонализацию
обучения. Учите «сильных» учащихся быстро переключаться с одного вида работы/задания
на другой и также быстро возвращаться к прежнему виду/заданию.
4.6. Научите детей самостоятельно
находить себе дополнительную работу, если они выполнили задание раньше
других. Установите на видном месте 2-3 коробки с разными по трудности заданиями
по теме урока для самостоятельного выбора. Стимулируйте учебную
инициативу детей.
4.7. Введите дифференцированные домашние
задания, в зависимости от объёма и сложности выполненной в классе
работы. Освобождайте наиболее отличившихся учащихся от домашних заданий
тренировочного характера, а взамен поручайте им творческую работу, в т.ч.
связанную с подготовкой последующих уроков.
5.
Валеологический подход к организации урока
5.1.
Валеологический
подход заключается в снижении здоровьезатратности учебных занятий за
счёт устранения главных патогенный факторов:
a)
состояния перманентного стресса: физиологического,
информационного, коммуникативного, психологического (эмоционального);
b)
неудовлетворительного физического развития и хронической
гиподинамии;
c)
кислородного и «солнечного» голодания;
d)
дидактогений и
другие «профессиональных» заболеваний школьников: понижения зрения, сколиоза,
неврозов и пр.
e)
неправильно организованного режима дня и плохого питания.
5.2.
Для
организации валеологически грамотного урока необходимы определённые
меры. Например:
a)
обеспечить санитарно-гигиенические условия в учебном
помещении: температурный и световой режимы, влажную уборку и пр.
b)
обеспечить выполнение нормативов воздушного режима, которые
установлены с учётом возраста детей, времени года и температуры воздуха в
атмосфере;
c)
проводить для учащихся уроки в режиме сидя-стоя; постоянно
следить за осанкой детей; научить их всегда располагать текст не
расстоянии 35-45 см от глаз.
d)
практиковать (особенно в начальной школе) смену расположения
учащихся в учебной комнате в ходе урока. Для этого использовать
«демократическое» (по периметру комнаты), «командное» (группирование по 3-4
человека), «расслабляющее» (на ковре) и другие формы размещения (у конторок, у
подоконников и т.д.);
e)
обеспечить достаточную динамику урока – т.е. отводить в ходе каждого урока (в
начальной школе) по 5-10 минут на подвижные дидактические игры, инсценировки,
динамические паузы, физкультминутки под музыку и пр., а также обеспечить
движение и перемещение учащихся по учебной комнате во время занятий;
f)
иметь в запасе 3-4 комплекса физкультминуток/динамических
пауз разной интенсивности и чередовать их в зависимость от
обстоятельств; привлекать детей к составлению и разучиванию этих комплексов в
качестве соавторов, тренеров, музыкальных редакторов etc.
g)
строго выполнять рекомендации медико-психолого-педагогического/педологического
консилиума при работе с детьми из группы риска, т.е. имеющими хронические
заболевания и другие отклонения;
h)
непосредственно принимать участие в динамических паузах,
физкультурных и валеологических мероприятиях вместе с детьми, показывая им (и
их родителям) пример здорового образа жизни и двигательной активности,
соответствующей возрасту;
i)
создать комфортный морально-психологический климат во время
пребывания детей в образовательном учреждении;
j)
воспитывать у детей оптимизм, жизнелюбие, желание быть здоровыми,
сильными и ловкими, учить их получать радость от каждого прожитого дня, от
общения с одноклассниками и взрослыми;
k)
формировать у учащихся уважение к чужому мнению, даже если
его не разделяет большинство, показывать личный пример толерантности,
терпимости и настоящей интеллигентности;
l)
педагогически грамотно и тактично использовать все виды оценки
учебной работы и полезного труда учащихся, стимулировать их работоспособность
одобрением и похвалой;
m)
формировать у детей повсеместно – на учебных занятиях, в
спорте, на отдыхе – чувство команды, взаимопомощи и отзывчивости;
n)
обращаться к детям по именам, спокойным и доброжелательным тоном
и пр.
6.
Оптимизация учебного помещения.
6.1. Для проведения занятий (особенно
в начальных классах) необходимо использовать валеологическую мебель.
Столы и стулья должны быть лёгкими и удобными, такими, чтобы ребёнок мог без
труда переставлять их в ходе урока в зависимости от характера учебной
работы (коллективной, деления на подгруппы, на малые уровневые группы, работы
в парах, в обстановке читального зала и пр.).
6.2. Организуйте для учащихся
дополнительно по 2-3 условных рабочих места в режиме сидя-стоя. Используйте
для этого свободные парты (для групповой работы), подоконники, настольные
подставки/трибунки (для работы стоя), а также любые другие возможности учебной
комнаты. К примеру, можно организовать работу малой группы, стоя в кругу у окна
и т.д.
6.3. Разместите на боковых стенах
учебной комнаты дополнительные школьные доски и максимально используйте
их для повышения плотности уроков.
6.4. Создайте также для себя
дополнительные «рабочие места» в классной комнате, что поможет менять
психолого-педагогическую ситуацию во время урока, устранить доминирование педагога, создать
обстановку читального зала, коллективной/командной работы и т.д. Так, в
зависимости от задач отдельных этапов урока учитель может располагаться позади
учащихся на высоком («барном») стуле, рядом с кем-либо из них за партой, в
составе «круглого стола», в малой группе у подоконника etc.
Комментариев нет:
Отправить комментарий