Блог учителя математики и информатики

Проектирование современного урока

Николай ФЕДОРЕЦ,
Ph.D  в обл. образования (doctor în pedagogie),  международный эксперт
Лариса ГЛЕБОВА,
заместитель директора гимназии №7 г.Одессы

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, АНАЛИЗ
(Журнал «Управ­ління школою» № 16, 2010)

Памятка для учителей и руководителей образовательных учреждений

1.      Общедидактические положения

1.1.       Осознайте свою миссию в процессе воспитания, обучения, развития и социализации каждого ребёнка в от­дельности и класса в целом. На каждом уроке создавайте условия для адекватного разностороннего развития де­тей.
1.2.       Постоянно имейте в виду принцип природосообразности, согласно которому для развития любых способно­стей, равно как и для формирования любого умения, качества и т.д., природой отведены определённые возрастные периоды. В случае если природные возможности не были своевременно реализованы, то упущенные способности и качества у подавляющего большинства людей уже не могут быть достигнуты в полном объёме. Сверхзадача семьи, школы и каждого учителя заключается в своевременной и последовательной реализации этих возможностей.
1.3.       Чаще вспоминайте дидактические принципы в современной интерпретации. Сверяйте с ними основные поло­жения проекта урока и процесса его реализации. 
1.4.       Старайтесь быть больше тренером, чем учителем. Не «солируйте» на уроке. Продуктивный урок предпола­гает высокую активность учащихся, притом, что педагог остаётся как бы в тени.
1.5.       Уделяйте внимание одарённым детям. Формируйте для них индивидуальные траектории обучения и разви­тия. Ведите этих детей на высоком уровне их возможностей. На каждом уроке старайтесь создавать для них зоны ближайшего развития. Не бойтесь дистанции между уровнями развития слабых и сильнейших учащихся. 
1.6.       Чаще практикуйте интегрированные уроки. При грамотном подходе они гораздо эффективнее монопредмет­ных. Не забывайте, что на таком уроке все предметы-компоненты должны быть представлены на профессиональном уровне. Особенно это касается использования музыки[2], изобразительного искусства, театра и пр.    
1.7.       Помните, что на уроке используется, как правило, три категории учебной ин­фор­мации. Это: опорные поня­тия, подлежащие обязательному усвоению каждым учеником; более обширные знания по теме/предмету, запоминание которых желательно, но не обязательно (!), а также информация культурологического характера, составляющая интеллектуальный фон урока. Ясно определяйте для себя, какие именно опорные понятия уча­щиеся должны усвоить (и запомнить) на данном уроке и добивайтесь этого.
1.8.       Необходимо также чётко представлять не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке:
a)        на уровне восприятия, осмысления и запоминания;
b)        на уровне применения знания по образцу;
c)        на уровне применения знаний в новой ситуации.
1.9.       Сохраняйте и систематизируйте проекты/планы проведённых уроков со всеми дидактическими приложе­ниями. При подготовке аналогичных уроков в будущем, эти материалы помогут воссоздать сильные и слабые их стороны, сэкономив время при значительном повышении качества.    
1.10.   Стремитесь сделать урок динамичным и разнообразным в дидактическом смысле. Речь идёт о рациональ­ной последовательности и целесообразной смене видов и форм учебной работы в ходе урока, обусловленной учё­том возрастных и инди­ви­дуальных особенностей учащихся класса. 
1.11.   Перед каждым заданием на уроке делайте краткий и чёткий инструктаж. Добейтесь, чтобы все учащиеся хорошо поняли, как нужно выполнять задание.
1.12.   Во время индивидуальной работы с отдельными учащимися и/или группами, всегда давайте задание классу и контролируйте его выполнение. Не надейтесь на то, что учащиеся сами догадаются, что необходимо делать.
1.13.   Создавайте для себя в течение урока несколько пауз - возможностей для «отстранения» от его непосредствен­ного ведения, и поручайте это сильным учащимся. Рефлекси­руйте свою работу на уроке. Наблю­дайте, оценивайте и корректируйте её  как бы «со стороны».
1.14.   Используйте на уроках тренеров из числа учащихся. Давайте им с этой целью специальные домаш­ние зада­ния и учите их работать с одноклассниками в этом качестве.
1.15.   Не стойте весь урок над детьми и не ходите без надобности по классу. Они устают от непрерывного над­зора и контроля. Сделайте центральным субъектом урока самих учащихся. Больше доверяйте им. Контроль час­тично передайте детям. Их много, они ничего не упустят.
1.16.   Festina Lente! Не спешите на уроке и не торопите де­тей. Урок должен протекать в оптимальном темпе, разме­ренно и основательно. Не говорите торопливо. Полностью откажитесь от бесполезных, стрессогенных при­зывов и замечаний типа: «быстрее», «швиденько», «будь внимательным» etc.

2.      Коммуникация учителя с учащимися и учащихся между собой во время урока

2.1.       Следите за динамикой и выразительностью своего голоса при ком­муникации с учащимися. При фронталь­ном обращении говорите умеренно громко, при общении с малой группой – вполголоса, а при индиви­дуальном – пе­реходите на шёпот. Никогда не кричите и не позволяйте это учащимся.
2.2.       Любой текст читайте артистично, выразительно, с выделением ключевых слов, фраз и предложений. Доби­вайтесь того же от учащихся.
2.3.       Не бойтесь коллективных бесед, ответов и обсуждений. Сократите до разум­ного минимума индивидуаль­ный опрос и общение в режиме «один на один», если остальные ученики на заняты в это время выполнением самостоя­тель­ной работы.
2.4.       Наиболее распространенный метод ведения урока - эвристическая беседа (проблемные вопросы, коллектив­ное обсуждение и закрепление учебного материала). Следует помнить, что наибольшую эффектив­ность при этом можно достигнуть, лишь вовлекая всех учащихся в работу. Поэтому обращения типа: «Миша, как ты думаешь …?», в данной ситуации неудачно. Лучше: «Ребята, как вы думаете …?», а затем, после 3-5 се­кундной паузы обратиться к одному из учащихся или к классу. Полученный ответ необходимо уточ­нить/обобщить и закрепить. Распространённой ошибкой многих учителей является то, что получив ответ от од­ного из учеников, они сразу переходят к следующему вопросу.
2.5.       Ясно, точно и остроумно формулируйте вопросы. Умение профессионально ставить вопросы в соответст­вии с задачами урока, темы, предмета в целом и всего курса школьного обучения – одна их важнейших компе­тенции учителя.
2.6.       Чётко различайте и классифицируйте четыре уровня динамики/громкости го­лоса учащихся во время чте­ния, при ответах и другой коммуникации. Пользуйтесь при этом единой терминологией:
a)        чтение «внутренним голосом», «про себя» - беззвучно, но выразительно, «слыша» звучащий текст внутри, работая губами и выделяя ключевые слова, фразы etc.;
b)        чтение шёпотом – также выразительно, прислушиваясь к себе и несколько ут­рируя дикцию;
c)        «жужжащее» чтение – также как и шёпотом, но вполголоса;
d)        обычное чтение «в голос».
2.7.       Учите детей громко, выразительно, с хорошей дикцией читать/говорить перед аудиторией.  
2.8.       Помните, что работу современного учителя отличают лёгкость, естественность и простота в работе с детьми, их родителями и коллегами. Такому учителю присущи: уверенность в себе (Вы - автор данного урока!), юмор, выразительность на вербальном и невербальном уровнях, гибкость, контрастность в темпе работы и го­лосе, умение быстро переключаться, импровизировать и т.п.

3.      Организация интеллектуального/учебного труда учащихся

3.1.       Постоянно работайте над формированием и развитием у учащихся общеучебных умений, навыков и спосо­бов деятельности. Со­гласно распространенной классификации, все общие учебные умения, которыми необ­хо­димо овладеть школьнику, делятся на четыре вида:
a.         Учебно-организационные умения: умение понимать и достигать учеб­ных целей, выполнять задания по об­разцу, по алгоритму; уме­ние со­ставлять план и работать по плану; умение определять и формулиро­вать цели, самостоятельно выполнять учебные задания; умение осуще­ствлять контроль и самоконтроль; умение рацио­нально организовывать свой учебный труд.
b.        Учебно-информационные умения, необходимые для получения и пер­вич­ной обработки учебной информа­ции: умение хорошо читать и рабо­тать с текстами из учебников и дополнительной литературы; умение работать с графиками, схемами, таблицами (составлять, чертить, изме­нять форму и содержание, чи­тать их и т.д.); умение пользоваться кар­тами, библиографическими списками и катало­гами, справочной ли­те­ратурой и т.д.
c.         Учебно-коммуникативные умения, обеспечивающие общение ме­жду людьми: умение последовательно, логично и кратко излагать своё мне­ние (монолог, небольшое публичное выступление, резюме и т.п.); уме­ние отвечать на вопросы и формулировать их; умение вести учебный диалог, дискуссию; умение слушать собеседника, управлять своим вниманием; а также умения, относящиеся к пись­менной монологиче­ской речи: умение писать диктант, изложение, эссе, сочинение, кон­спект, тезисы, реферат, статью, деловые бу­маги (заявление, автобио­графию и пр.).
d.        Учебно-интеллектуальные умения, которые подразумевают осуществ­ле­ние различных мыслительных опе­раций: анализ, сравне­ние, выделение основной идеи, главной мысли; умение классифици­ровать, обобщать и делать выводы, абстрагироваться, синтезировать; умение применять знания в новой, нестандартной ситуа­ции; умение выполнять творческие задания и пр.
3.2.       Особое внимание следует уделить умению учащихся свободно читать и работать с текстами. Не менее важно научить школьников  грамотно излагать свои суждения, кри­тически мыслить и сво­бодно применять полученные знания в реаль­ных ситуациях. Так, согласно результатам международных исследований PISA, лишь 3% учащихся из России на высо­ком уровне овладевают знаниями, умеют объяснить, оценить ин­форма­цию, а также сформулировать свою гипотезу и сделать вывод.
3.3.       Помните, что в условиях информационного общества большую актуальность приобретает функциональ­ная грамотность – умению сво­бодно пользоваться справочниками и электронными ресурсами.
3.4.       Формируйте у учащихся навык продуктивно работать в парах и командах. Воспитывайте у них лидерские качества, волю, настойчивость, ответственность, толерантность, а также умение подчиняться и считаться с мне­нием других.
3.5.       Обучите детей правилам работы в условиях читального зала со свободным (деловым) перемещением по классу. Неукоснительно выполняйте эти правила сами.
3.6.       Научите школьников любой текст читать с карандашом в руке и делать по ходу лёгкие пометки. Выучите с учащимися общепринятые знаки, выставляемые на полях (N.B., !!,?, !? и пр.).
3.7.       Прививайте детям хороший вкус ко всему, что их окружает, и что они делают. Обращайте внимание уча­щихся на красоту математического решения, художественного текста, изящество выполненных заданий и т.п.
3.8.       Не упускайте возможности использовать на уроке занимательные задания и деловые/ролевые игры, осо­бенно в процессе закрепления и практического применения знаний и умений.  
3.9.       В учебном кабинете/классе необходимо иметь и постоянно использовать библиотечку из необходимой для данного предмета литературы: справочников, словарей, сборников дидактических материалов, заниматель­ных заданий, хрестоматийной  литературы[10] на 2-3 языках, употребляемых в данной школе (к примеру, на украин­ском, русском, английском).
  
4.      Плотность урока

4.1.        Плотность/насыщенность - это один из важнейших показателей современного урока. Критерием плотно­сти урока является рацио­наль­ное, использование учеб­ного времени как группой (классом) в це­лом, так и каждым ребён­ком в отдельно­сти. «Сверхзадача» учителя – добиться высокой плотности урока, т.е. ситуации, когда каждый из учащихся продуктивно работает/учитСЯ в зоне своего ближайшего развития, оптимально ис­пользуя каждую минуту.
4.2.       Напомним, что традиционные пассивные формы: лекция, рассказ учителя, индивидуальный опрос, про­верка домашнего задания в ходе урока и т.п. дают низкую плотность учеб­ного занятия. Высокую плотность обеспечивают активные/партисипативние (интерактивные) формы ра­боты на уроке. К примеру:
a)        самостоятельная дифференцированная работа над разным по трудно­сти, объёму и харак­теру учебным ма­териалом в обстановке читального зала, с возможностью получения консультации учителя или «силь­ного» ученика;
b)        дифференцированная коллективная работа учащихся в парах или в со­ставе малых разно­уровневых групп над материалом, адекватным по трудности, объёму и характеру, под руководством лидера группы и на­блюдением педагога;
c)        совместная работа всех учащихся под руководством педагога в со­ставе подгруппы или группы (класса), при условии её педагогиче­ской целе­сообразности и т.д.
4.3.       Не забывайте о важности включения в процессе чтения (и другого интеллектуального труда) всех трёх ана­лизаторов (зрительного, слухового и моторного). Это существенно повышает качество усвоения информа­ции. К примеру, в то время, когда текст озвучивает учитель или кто-либо из детей, остальные учащиеся выпол­няют одновременно несколько заданий: следят за звучащим текстом карандашом (зрительный и слуховой анализаторы), отмечают ключевые слова, предложения, смысловые части и пр. (моторный анализатор);  при­слушиваются и оценивают правильность и выразительность воспроизведение текста (слуховой анализатор); а также читают внутренним голосом вместе с читающим вслух и контролируют собственное чтение (зрительный и слуховой анализаторы).
4.4.       Воспитывайте у учащихся вкус к умственному труду, развивайте у них воображение и различные виды па­мяти. Научите детей методам и приёмам эйдотехники и постоянно пользуйтесь ими. 
4.5.       При проектировании и проведении уроков старайтесь максимально обеспечить индивидуализа­цию/персонализацию обучения. Учите «сильных» учащихся быстро переключаться с одного вида ра­боты/задания на другой и также быстро возвращаться к прежнему виду/заданию.
4.6.       Научите детей самостоятельно находить себе дополнительную работу, если они выполнили задание раньше других. Установите на видном месте 2-3 коробки с разными по трудности заданиями по теме урока для самостоятельного выбора. Стимулируйте учебную инициативу детей.
4.7.       Введите дифференцированные домашние задания, в зависимости от объёма и сложности выполненной в классе работы. Освобождайте наиболее отличившихся учащихся от домашних заданий тренировочного харак­тера, а взамен поручайте им творческую работу, в т.ч. связанную с подготовкой последующих уроков.

5.      Валеологический подход к организации урока

5.1.       Валеологический подход заключается в снижении здоровьезатратности учебных занятий за счёт устране­ния главных патогенный фак­то­ров:
a)    состояния перманентного стресса: физиологического, информаци­он­ного, коммуникативного, психологи­ческого (эмоционального);
b)   неудовлетворительного физического развития и хронической гиподина­мии;
c)    кислородного и «солнечного» голодания;
d)   дидактогений и другие «профессиональных» заболеваний школьни­ков: понижения зрения, сколиоза, нев­розов и пр.
e)    неправильно организованного режима дня и плохого питания.
5.2.       Для организации валеологически грамотного урока необходимы определённые меры. Например:
a)        обеспечить санитарно-гигиенические условия в учебном помещении: температурный и световой ре­жимы, влажную уборку и пр.
b)        обеспечить выполнение нормативов воздушного режима, которые установлены с учётом возраста де­тей, времени года и темпе­ра­туры воздуха в атмосфере;
c)        проводить для учащихся уроки в режиме сидя-стоя; постоянно следить за осанкой детей; научить их все­гда располагать текст не расстоянии 35-45 см от глаз.
d)        практиковать (особенно в начальной школе) смену расположения учащихся в учебной комнате в ходе урока. Для этого использовать «демократическое» (по периметру ком­наты), «ко­мандное» (группирование по 3-4 человека), «расслаб­ляющее» (на ковре) и другие формы размещения (у конторок, у по­доконников и т.д.);
e)        обеспечить достаточную динамику урока  – т.е. отводить в ходе каждого урока (в начальной школе) по 5-10 минут на подвиж­ные дидактические игры, инсценировки, динамические паузы, физкультминутки под му­зыку и пр., а также обеспечить движение и перемещение учащихся по учеб­ной комнате во время заня­тий;
f)         иметь в запасе 3-4 комплекса физкультминуток/динамических пауз разной интенсивности и чередо­вать их в зависимость от обстоятельств; привлекать детей к составлению и разучиванию этих комплексов в качестве соавторов, тренеров, музыкальных редакторов etc.
g)        строго выполнять рекомендации медико-психолого-педагогического/педологического консилиума при ра­боте с детьми из группы риска, т.е. имеющими хронические заболевания и другие отклонения;
h)        непосредственно принимать участие в динамических паузах, физкультурных и ва­леологических меро­приятиях вместе с детьми, показывая им (и их роди­телям) пример здорового образа жизни и двигательной актив­ности, со­ответствующей возрасту;
i)          создать комфортный морально-психологический климат во время пребывания детей в образовательном учреждении;
j)          воспитывать у детей оптимизм, жизнелюбие, желание быть здоро­выми, сильными и ловкими, учить их по­лучать радость от каждого прожитого дня, от общения с одноклассниками и взрослыми;
k)        формировать у учащихся уважение к чужому мнению, даже если его не разделяет большинство, показы­вать личный пример толерантности, терпимости и настоящей интеллигентности;
l)          педагогически грамотно и тактично использовать все виды оценки учеб­ной работы и полезного труда учащихся, стимулировать их ра­бо­тоспособность одобрением и похвалой;
m)      формировать у детей повсеместно – на учебных занятиях, в спорте, на от­дыхе – чувство команды, взаимо­помощи и отзывчивости;
n)        обращаться к детям по именам, спокойным и доброжелательным то­ном и пр.
6.      Оптимизация учебного помещения.

6.1.       Для проведения занятий (особенно в начальных классах) необходимо использовать валеологическую ме­бель. Столы и стулья должны быть лёгкими и удобными, такими, чтобы ребёнок мог без труда переставлять их в ходе урока в зависимости от характера учебной работы (коллективной, деления на подгруппы, на малые уров­невые группы, работы в парах, в обстановке читаль­ного зала и пр.).
6.2.       Организуйте для учащихся дополнительно по 2-3 условных рабочих места в режиме сидя-стоя. Исполь­зуйте для этого свободные парты (для групповой работы), подоконники, настольные подставки/трибунки (для работы стоя), а также любые другие возможности учебной комнаты. К примеру, можно организовать работу малой группы, стоя в кругу у окна и т.д.
6.3.       Разместите на боковых стенах учебной комнаты дополнительные школьные доски и максимально исполь­зуйте их для повышения плотности уроков.
6.4.       Создайте также для себя дополнительные «рабочие места» в классной комнате, что поможет менять психо­лого-педагогическую ситуацию во время урока,  устранить доминирование педагога, создать обстановку читального зала, коллективной/командной работы и т.д. Так, в зависимости от задач отдельных этапов урока учитель может располагаться позади учащихся на высоком («барном») стуле, рядом с кем-либо из них за пар­той, в составе «круглого стола», в малой группе у подоконника etc.


Комментариев нет:

Отправить комментарий