Блог учителя математики и информатики

Внеурочная деятельность Scratch

Изучение темы «Алгоритмизация и программирование» начинается с дошкольного возраста. Сейчас изучение основ алгоритмики и программирования проходит на примере образовательных робототехнических учебно-игровых пособий «ПроКубики», «Черепашка», «Bee-Bot», «Робомышь» и визуальных объектно-ориентированных сред программирования Скретч (Scratch),«ПиктоМир».
     «Программирование ни в коем случае не противоречит творчеству», — говорит А.Г. Кушниренко. «Более того, для создания новых алгоритмов непременно творческое мышление потребуется. Одна из важнейших задач курса программирования – научить ребенка находить средства, необходимые для решения определенной задачи, продумывать цепочку шагов, ведущих к решению, анализировать выполнение созданного плана, находить и исправлять в нем ошибки. Разве эти навыки нужны только программистам, математикам и инженерам? Нет – это то, без чего человек современном обществе не сможет чувствовать себя комфортно».
      Кстати, девиз американцев, создающих сейчас свой курс программирования для малышей, звучит так: «Придумай, запрограммируй, научись!».
       Вся проблема в том, что для работы в них требуется умение читать и писать – и, значит, дошколятам они недоступны. Ситуация изменилась, когда разработчики Массачусетского Университета взяли на вооружение эту идею и создали программную среду ScratchJr, в которой для составления программ также используются пиктограммы (хотя есть и текстовые блоки).
      Начиная с дошкольного возраста, необходимо научить учащихся пользоваться программными средами, внимательно подходить к их выбору. Главные условия подходящей программы: наглядность, мультимедийность и простота. В настоящее время существует большое количество различных программных сред и языков программирования, представленные на разный возраст и уровень подготовки учащихся. Главной задачей учителя является правильная подобранная программа и форма проведения занятия.
       Мной выбрана программа Scratch – визуальная объектно-ориентированная среда программирования, разработанная для обучения детей в возрасте 6 – 14 лет. Scratch создан как продолжение языков программирования Squeak и Logo. Он подойдет тем детям, которым уже не интересно выполнять привычные и повторяющиеся алгоритмы. В Scratch можно создавать интерактивные проекты, составляя блоки алгоритмов и присваивая их каждому объекту.
      Анимационная мультимедийная среда программирования Scratch сочетает в себе и программирование, и графику, и моделирование. Scratch - инструмент создания разнообразных программных проектов: мультфильмов, игр, рекламных роликов, музыки, “живых” рисунков, интерактивных историй и презентаций, компьютерных моделей, обучающих программ для решения проблем: обучения, обработки и отображения данных, моделирования, управления устройствами и развлечения. Scratch разрабатывался как новая учебная среда для обучения школьников программированию.
        Создание проектов в среде Scratch позволяет учащимся развить творческое мышление, системный анализ, беглое использование технологий, навыки проектирования, а учителю - реализовать интегрированное обучение и решать воспитательные задачи.
        В рамках данного курса учащиеся 5-6 класса создали много проектов, придумывая своих спрайтов, свои сюжеты, скрипты пишутся тоже самостоятельно. Ребятам очень интересно и увлекательно самим сделать мультфильм, создать викторину, создать интегрированный проект, который можно использовать на различных уроках, не только информатики.
        Вокруг Scratch сложилось активное, творческое международное сообщество, в котором размещены лучшие проекты учеников 5 класса нашей школы. Проекты «Танк Т-150», «Восход солнца», «Тюльпан», «Вращение планет», «Летучая мышь», «Стикмен» и др. опубликованы в сети Интернет на сайте сообщества международных скретчеров www.scratch.mit.ru. Ученицы 6 класса участвовали в международной Scratch-олимпиаде по креативному программированию, написав программу, в которой спрайт проводит с пользователем викторину на знание математики за 5-6 класс
       Представленная технология очень интересна, доступна, проста в освоении и может быть использована в любой предметной области для решения как учебных, так и развивающих, воспитательных задач.
       Знакомство современных детей со «Скрэтчем» должно состояться хотя бы потому, что они буквально с пелёнок становятся активными потребителями цифровых технологий.

Проекты моих скретчеров



Проект "Вращение планет" Мокренко Киры
интерфейс проекта "Рассвет и закат"
Дорогановой Дарьи
Проект "Падение метеорита" Мокренко Киры
Проект "Диджей" Пермина Вячеслава


Проект "Скакалочка" Чмелевой Кристины, Меремьяниной Ани
Проект "Раскрытие бутона" Дорогановой Дарьи
 Проект "Момо" Мокренко Киры
Проект "Столкновение"Мокренко Киры
Проект "Полет с препятствиями" Савчук Ксюши
Викторина по математике Дорогановой Дарьи на олимпиаду по креативному
 программированию
 


                              Адреса проектов, расположенных на сайте scratch.mit.edu

Идет солдат по лесу_Дороганова Дарья
https://scratch.mit.edu/projects/148117792/

Единорог_Дороганова Дарья
https://scratch.mit.edu/projects/217272107/

Котик играет с мышкой_Мокренко Кира
https://scratch.mit.edu/projects/217279147/

привет всем_Мокренко Кира
https://scratch.mit.edu/projects/217278775/

Рассвет и закат_Дороганова Дарья
https://scratch.mit.edu/projects/148118515/ 

Рождение бутона_Дороганова Даша
https://scratch.mit.edu/projects/217278354/

Солнечная система_Мокренко Кира
https://scratch.mit.edu/projects/217277983/

Танк Т-150_Весненко Сергей
https://scratch.mit.edu/projects/148116822/

чёрная мышь_Мокренко Кира
https://scratch.mit.edu/projects/217275898/

викторина Дороганова Дарья
https://scratch.mit.edu/projects/217270357/

и т.д.


Комментариев нет:

Отправить комментарий